[Добавить в Избранное]
[Сделать стартовой]

  

Нажать здесь для поиска в форуме
arrowГлавная arrow Карьера arrow Система высшего образования в США (на примере Калифорнийских университетов)
 
 Главная
 Новости
 _____________
 Жизнь за границей
 Карьера
 Наука в России
 Наука за рубежом
 _____________
 Ссылки
 О сайте
 Форум

Диалог
 Диаспора и Россия
 Дубна 2003
 Дубна 2002

Совместные проекты
 Монитор реформы науки
 Обсуждение материалов 'Курьера науки и ВШ'

Русский язык - все о русском языке. Словари онлайн. Информация о словарях и энциклопедиях. Литература.

Система высшего образования в США (на примере Калифорнийских университетов)   _CMN_PRINT 
автор: Антон Дельвиг   Оценка читателей:starstarstarstarstar / 11
Плохо Хорошо
Tuesday, 18 November 2003

Эта статья для тех, кто собирается получать высшее образование в Америке с самого начала. В ней рассказывается во-первых, о структуре высшего образования в США (на примере системы Калифорнийских университетов).  И, во-вторых, о философии самого высшего образования и преподавания в американских вузах.

Самая нижняя ступень высшего образования в Америке - это так называемые двухгодичные Community Colleges, по окончании которых даже выдается диплом - Associate of Art (AA) или Аssociate of Science (AS). Что представляет такое образование? Практически, ничего. Оно соответствовало бы первым двум курсам российского вуза, до того, когда студенты распределяются по кафедрам для дальнейшей специализации. В таком случае, для чего подобные колледжи существуют?  Дело в том, что крупные учебные заведения, равно как и крупные научные центры в США, как и в любой стране, существуют далеко не во всех больших и маленьких городах. А комюнити колледжи существуют практически везде. Образование в Америке стоит дорого (а также аренда квартиры, питание...). Таким образом, идея создания таких колледжей заключается в том, чтобы дать возможность молодым людям из несостоятельных семей, особенно в тех населенных пунктах, где нет крупных вузов, начинать свой путь в образовании по сравнительно недорогой цене. Эти учебные заведения можно подразделить на два основных направления: гуманитарные и естественно-технические. Преподаются в них общеобразовательные предметы, примерно соответствующие предметам, которые преподаются первые два года обучения в российских вузах. Кроме того, в них могут преподаваться и предметы более высоких курсов, которые для получения диплома АА не обязательны. По определению, эти колледжи вовсе не являются "школами для дураков", как иногда не правильно считают.

По окончании этих двух общеобразовательных курсов, студент имеет право продолжить образование уже в большом университете. Конечно, при подаче документов будут учитываться его оценки, рекомендации, степень престижности самого колледжа, который студент окончил. В большом престижном университете студент будет проходить конкурс на основании представленных документов. Интересно отметить, что в Калифорнии в подобных мини-вузах начинают учиться многие японские студенты (люди отнюдь не бедные), которые через два года, как правило,  переходят в крупные американские университеты, такие, как Бэркли, Стенфорд и другие. Особенно популярны для иностранцев эти маленькие колледжи в небольших курортных городках, таких, как Санта Барбара, Монтерей... Проучившись ещё два года, студент получает диплом бакалавра (образование, которое по сути, тоже ничего не значит). Затем, сдав вступительные экзамены и пройдя конкурс, студент поступает в магистратуру, в том же или часто в другом университете.

В Америке очень популярно менять университеты в процессе своего образования. Я спрашивал у студентов - почему? Они объясняли, что таким образом они имеют возможность познакомиться с разными школами, профессорами, лабораториями... и таким образом, расширить свой кругозор. Обучение в магистратуре продолжается два года, после чего студент защищает дипломную работу -Thesis. Бакалавр дипломную работу не защищает. Большинство студентов, получивших магистра, отправляются устраиваться на работу. Но есть ещё одна ступень в получении образования - докторантура. (В докторантуру не обязательно поступать после магистратуры. В некоторых университетах имеются программы, где вы можете начинать докторантуру после получения степени бакалавра. Естественно, в таком случае вы будете учиться дольше).

Поступление в докторантуру очень напоминает поступление в аспирантуру в России. Необходимо сдать вступительные экзамены, пройти конкурс, но, главное - найти профессора, который бы согласился быть вашим научным руководителем, и выбрать тему будущей диссертации. Официально, в докторантуре обучаются два года, но в реальности большинство докторантов защищают диссертацию года через четыре. Американская докторантура, в отличие от российской аспирантуры, предполагает ряд курсов – лекционных и семинарских. Диссертация защищается на Совете университета. Любой университет, который имеет  докторскую программу, имеет и свой Совет по защите диссертаций. Оппоненты (обычно, три), как правило, назначаются из числа преподавателей того же университета. Присуждение степени проводится путем голосования. Никакого ВАКа в Америке нет. Однако, докторский диплом, как и раньше в России, вы, скорее всего, получите только через год. До этого он будет лежать для подписи в канцелярии Президента университета. Во всяком случае, такая традиция существует в калифорнийских университетах.

А теперь несколько слов о самом процессе обучения в американском университете. Для получения определенной степени и диплома необходимо прослушать определенное количество часов (лекционных, семинарских, лабораторных...) по предусмотренных программой предметах – обязательных и по выбору. До начала каждого семестра студент сам определяет, какие предметы он собирается прослушать в данном семестре, исходя из бюджета своего времени и финансов. Расписание университета публикуется в университетской, а иногда и в местной прессе. Студент же составляет собственное расписание посещения занятий, исходя из университетского. Таким образом, может оказаться, что какие-то занятия у него будут утром, какие-то - в обед, а какие-то -  вечером. За каждый из выбранных предметов необходимо внести определенную плату ещё до начала занятий. Поэтому количество предметов в семестр определяет не только университетское расписание, время студента, но и его финансовые возможности. Из числа предметов «по выбору» студент часто выбирает не те, которые ему нужнее или интереснее, а те, которые дешевле. После начала занятий в течение 45 дней студент имеет право отказаться от любого из выбранных  предметов и получить свои деньги обратно, в том случае если ему не понравится предмет или преподающий его профессор. После 45 дней такая возможность у него не существует. Будет ли студент посещать занятия по выбранным предметам – его личное дело. Однако, при определенном количестве пропусков профессор может не зачесть ему курс и предложить пройти его снова. Разумеется, и платить за повторный курс придется ещё раз. В конце семестра каждый из пройденных курсов оценивается в форме экзамена, зачета или дифференцированного зачета (с оценкой). Студент иногда имеет возможность выбрать - какую форму оценки он предпочитает.

У американцев существует гипертрофированное стремление к объективности, поэтому большинство экзаменов проводится письменно. Правда, при этом может быть проведено и устное собеседование по записям студента. В любом случае, эти записи потом отправляются в архив, и студент имеет право обжаловать оценку. Иногда (чаще это бывает в военных учебных заведениях) устный экзамен фиксируется на магнитофоне, и в случае несогласия студента с оценкой, эта аудио-запись затем передается для повторной оценки двум независимым экспертам. Часто студент получает оценку в конце семестра на основании сданных в течение семестра письменных работ - рефератов, курсовых работ... (Курсовая работа в течение семестра может быть не одна). Выбранная при этом студентом форма оценки по пройденному предмету имеет смысл. Если студент, например, по окончании курса бакалавра или магистра не собирается продолжать образование, то он, скорее всего, выберет форму не дифференцированного зачета. Если же он собирается продолжать образование, то логичнее для него было бы выбрать форму дифференцированного зачета или экзамена, чтобы в конкурсе при поступлении в магистратуру или докторантуру он мог бы демонстрировать высокий бал по спец. предметам.

Продолжительность обучения в вузе не ограничена. Однако предметы имеют свой определенный  код (буквенный и цифровой), первая цифра в этом коде обычно означает курс (год обучения). Код «АS 312», например, означал бы, что этот предмет должен преподаваться  на третьем году стандартного расписания университета. 

Теоретически, студент мог бы выбрать сколько угодно предметов в семестр, если ему это позволяет время и бюджет. С тем, чтобы скорее закончить образование и получить диплом. Однако университет часто не рекомендует выбирать слишком много предметов, а иногда и запрещает выбирать большее число предметов, чем рекомендовано. Студент может посещать курсы одновременно первого, второго или третьего года обучения, если они не взаимосвязаны. Однако,  в ряде случаев студент не может записаться на какой-то определенный курс, не пройдя до этого другой курс. Так, например, студент не может записаться на курс «кристаллооптики», не прослушав и не сдав экзамен по «кристаллографии». Для досрочного окончания курса обучения в университете существует и ещё одна возможность, так называемый «летний семестр». Некоторые предметы преподаются и в летнее время, и если у студента нет практики и есть желание, он может учиться непрерывно целый год.

Штат сотрудников.

Штатное расписание в американском университете почти полностью соответствует таковому в российском вузе. Должности: преподаватель, старший преподаватель, ассистент, доцент, профессор. (Instructor, senior instructor, assistant-professor, associate-professor, professor.) Кроме того, в американской университетской системе существуют должности “adjunct-professor” – внештатная должность (почасовик, если хотите), которым может быть преподаватель в любой из вышеперечисленных должностей, “visiting professor” - преподаватель, работающий по программе обмена (в любой должности). В Америке принято обмениваться между университетами не только студентами, но и профессорами. И преподаватель/профессор по вызову – “instructor/professor on call”, приглашаемый на короткий срок в случае крайней необходимости. Например, если заболел кто-то из штатных преподавателей, в случае аврала со студентами, преподаватель для проведения студенческих практик и т.п. В этой категории часто работают докторанты, магистранты и иногда даже студенты четвертого года обучения. Количество преподавателей по приведенным должностям определяется университетом в определенной пропорции. Например, профессоров – 20%, доцентов – 50%, всех остальных – 30% от штатного расписания преподавательского состава. Зарплаты в очень большой степени зависят от стажа работы в данном университете. Вполне может оказаться, что зарплата доцента, а иногда даже и ассистента с большим стажем может оказаться больше зарплаты начинающего работать в данном университете профессора. Правда,  его зарплата будет быстро увеличиваться с приобретением стажа.

Вакантные должности заполняются по конкурсу. При этом, как и в любой стране, большое значение имеют личные связи и рекомендации. Нередки случаи, когда конкурс проводится под определенного человека, и в таком случае является чистой формальностью. Оспаривать результаты конкурса бессмысленно, поскольку требования и критерии оценки формулирует сама конкурсная комиссия. Прошедшие конкурс преподаватели, принимаются на работу по двум категориям – “tenure-track и “tenure”. По первой категории принимаются преподаватели на определенный срок (обычно, от трех до пяти лет), после чего проводится их переаттестация. То есть, учитывается работа на факультете (количество контакт-часов со студентами), научные публикации, участия в конференциях... На основании этих данных преподаватель может бы переведен во вторую категорию, которая дается ему бессрочно. Однако может быть и не переведен и будет продолжать свою работу в категории “tenure-track” следующие пять лет. Надо сказать, что в последнее время в Калифорнийских университетах в этой категории работают не только ассистенты, но и многие доценты, и даже профессора. Повышение преподавателя по должности (ассистент - доцент - профессор) осуществляется по конкурсу.

При каких обстоятельствах преподаватель может быть уволен из университета? Проще всего не продлить “tenure-track” статус по его окончании. В случае сокращения штатов в системе университета вследствие отсутствия финансирования. В этом случае можно увольнять и тех, кто имеет “tenure” статус. Однако существует одна особенность. При сокращении штатов обычно первыми увольняют тех преподавателей, которые поступили на работу в университет последними. В других случаях можно, но трудно уволить преподавателя вследствие возникшего конфликта на расовой почве, вследствие возникшего конфликта со студентами на основе сексуального домогательства, вследствие сексуальных связей между преподавателем и студенткой/ом, что в американских вузах категорически запрещено.

Каково положение преподавателя в американском университете? Довольно независимое. Университет определяет предметы и часы, которые должны быть прочитаны по этим предметам, и печатает расписание. Остальное - дело преподавателя. Преподаватель сам определяет, как он будет вести свой курс. Например, если преподаватель читает лекции и ведет семинар, он может сначала прочитать весь курс лекций, а потом провести все семинарские занятия. Или же, может читать лекции и проводит семинарские занятия одновременно. Или же, может совмещать лекции и семинары на одном занятии. Точно также в американском вузе не определена и продолжительность занятий по читаемому предмету. В некоторых случаях профессор читает лекцию по предмету один час, в других случаях - два часа (с десятиминутным перерывом), и ещё в других случаях может читать три часа подряд (с двумя десятиминутными перерывами). Точно также сам преподаватель определяет, что он будет читать по своему предмету, как будет оценивать студентов и какие учебники им рекомендует. Никто со стороны администрации не должен вмешиваться в этот процесс; есть даже специальный закон, защищающий свободу преподавания. Только в конце курса, после сдачи экзаменов, студенты заполнят анкеты, оценивающие курс и работу преподавателя. Эта оценка имеет значение - как для аттестации преподавателя, так и для его популярности. В больших университетах один курс часто читают несколько преподавателей. Студенты стараются записаться на курс, к популярному преподавателю, тем самим поднимая его рейтинг, и мало кто желает записаться на курс к не популярному преподавателю, тем самим увеличивая шансы, что при переаттестации он не получит “tenure” статус. С точки зрения студентов популярным преподавателем является тот преподаватель, который дает хорошие знания, и на занятиях которого интересно и весело заниматься (это точка зрения студентов!). 

Структура университета.

Американский университет это большой сложный конгломерат, состоящий из множества разнообразных подразделений. Основными подразделениями университета являются отделы (departments), соответствующие факультетам российских вузов. В отделах, как и на факультетах, имеются различные кафедры. Кроме того, в состав университета могут входит колледжи - автономные учебные подразделения со статусом более независимым, чем отделы. Следует отметить, что под этим название существует много самостоятельных учебных заведений, не связанных с университетом. Кроме того, могут быть подразделения, которые называются - «школы» (медицинская школа, школа юриспруденции...) И, разумеется - различные научные центры, лаборатории, обсерватории, художественные мастерские и т.д.

Каковы возможности научной работы в американском университете? Во многом это зависит от университета и вашей специальности. В больших американских университетах, как правило, существуют замечательные лаборатории (и научные центры) по физике, химии, биологии. А соответственно есть и финансирование. Важнейшие медицинские и медико-технологические разработки в Америке проводятся именно в университетах. Если вы физик, химик, биолог, то, наверняка, подключитесь к одному из «проектов» в вашем университете, и место в лаборатории и материалы вам будут обеспечены. Американские «проекты» - это аналоги  «бюджетных тем» в научно- исследовательских институтах и НИСах университетов России в «старые добрые времена». Не знаю, сохранились ли они ещё в НИСах университетов сегодня. Если же вы археолог, палеонтолог, этнолог, и ваша работа связана с научными экспедициями (именно там вы добываете ваш научный материал), то здесь дело обстоит несколько иначе. Насколько мне известно, ни одна университетская бухгалтерия не финансирует такие проекты с энтузиазмом. В лучшем случае вам оплатят транспортные расходы (авиа и иной транспорт) – ведь экспедиции то проводятся по всей планете – и позволят за счет университета приобрести некоторое оборудование. Разумеется, ваша зарплата на время экспедиции за вами сохранится. Но вряд ли университет вам оплатит командировочные или полевые. Для этого надо искать спонсоров.

«Хозрасчетные темы» (известное старое название) – «проекты» над которыми работают сотрудники университета по заказу частных компаний или государственных организаций, или разрабатывают эти «проекты» совместно с ними. Такие «хозрасчетные темы» существуют. Они являются не плохим финансовым подспорьем для участвующих в проекте университетских сотрудников. Однако организация/компания часто берет подписку о неразглашении результатов исследований по данному проекту. Таким образом, возможности открытых публикаций по проведенным исследованиям ограничиваются.  

Научные конференции.

В Америке они платные. То есть, надо оплачивать не только транспортные расходы, проживание в гостинице (если конференция проводится не в вашем городе), но и участие в самой конференции (то есть, расходы за  аренду помещений для проведения конференции, охрану, страховку организационный комитет возлагает на участников конференции.) Университет, часто оплачивает проезд и гостиницу, иногда – покупает «билет-приглашение» для участия в конференции, и очень редко выплачивает командировочные.

[обсудить в форуме]


Популярные статьи
Учеба в аспирантуре и научная работа в США: что следует знать молодым ученым? (США часть 2)
Учеба и работа за границей (постдок, стажировка, аспирантура). Часть 1 - Европа: доходы и расходы
Докторантура и постдок в Германии: практические вопросы
Как выиграть грант или постдок в западном университете (часть 3 - образцы писем)
Как выиграть грант или постдок в западном университете (часть 1)

Последние ссылки
 Диалог с ассоциацией...
 Норвегия от А до Я
 Московский лингвисти...
 Русский дом (Финляндия)
 Russian American Med...


Совместно с Researcher
 
top of page
| о проекте | связаться с нами |
© 2002-2004 Researcher@. Мнения авторов материалов, опубликованных на сайте, могут не совпадать с мнением организаторов проекта
Powered by Mambo Open Source