[Добавить в Избранное]
[Сделать стартовой]

  

Нажать здесь для поиска в форуме
arrowГлавная arrow Наука за рубежом arrow Академическая наука и система высшего образования в США и Канаде (США часть 1)
 
 Главная
 Новости
 _____________
 Жизнь за границей
 Карьера
 Наука в России
 Наука за рубежом
 _____________
 Ссылки
 О сайте
 Форум

Диалог
 Диаспора и Россия
 Дубна 2003
 Дубна 2002

Совместные проекты
 Монитор реформы науки
 Обсуждение материалов 'Курьера науки и ВШ'

Русский язык - все о русском языке. Словари онлайн. Информация о словарях и энциклопедиях. Литература.

Академическая наука и система высшего образования в США и Канаде (США часть 1)   _CMN_PRINT 
автор: Сергей Нахмансон   Оценка читателей:starstarstarstarstar / 36
Плохо Хорошо
Wednesday, 12 November 2003

    Для того чтобы лучше разъяснить некоторые важные моменты, речь о которых пойдет в последующих статьях, необходимо кратко рассказать о системе высшего образования и академической науке в США и Канаде. Немедленно сделаю два коротких пояснения. Во-первых, под словом "академический" (academic) следует понимать науки, которыми занимаются не в академии наук, а в университетах (российский аналог: университет или учебный институт). Кроме последних, научной деятельностью в США занимаются еще крупные государственные лаборатории (например, Los Alamos National Lab, Naval Research Lab или Oak Ridge National Lab; российский аналог: научно-исследовательский институт), а также крупные и не очень компании (например, IBM, Motorola, Intel и т.д.). Во-вторых, в своих комментариях я не буду серьезно различать США и Канаду, поскольку в плане учебы, науки и поисков работы обе страны представляют из себя одно пространство.

I. Степени, присуждаемые американскими университетами, и условия их получения


    В США первой ступенькой в высшем образовании является т.н. "undergraduate school" в университете/колледже. Точный аналог этого понятия в русском языке отсутствует. Обучающийся в undergraduate school при этом называется "undergraduate student" или кратко "undergrad". После четырех лет обучения выпускник получает степень Бакалавра наук (BS) или искусств (BA) и, при желании продолжать образование,  может затем поступить в тот же самый или в какой-нибудь другой университет в т.н. "graduate school" (что примерно соответствует российской аспирантуре). Учиться при этом можно на Магистра (примерно два года, степень соответственно называется M.Sc. или MA), Доктора Философии (4--5 лет, Ph.D.) или на Ph.D. с "промежуточным" получением Магистра. Учащиеся graduate school в США называются и считаются студентами (graduate student, не является сотрудником университета), но в этой статье мы можем, по российской аналогии, называть их аспирантами. Пребывание в graduate school отличается от российской аспирантуры тем, что если в последней три года даются исключительно на сдачу квалификационных экзаменов и исследования по теме диссертации с последующим ее написанием, то в первой нужно еще и учиться, т.е. слушать лекции и делать домашние задания. Если в России, как правило, большую часть важных курсов читают в течение первых четырех лет, то здесь наоборот: в undergraduate school люди получают необременительное разностороннее образование и только в graduate school за них берутся по-настоящему. Именно в этот период, например, аспирантам-физикам читают серьезный теормех, квантовую механику, физику твердого тела и т.д.

    Большинство американцев ограничивает свое знакомство с высшей школой получением степени Бакалавра или Магистра. Во многих областях знания наличие такой степени вполне достаточно для начала успешной карьеры и получения первой постоянной работы. В некоторых отраслях учиться дальше и получать Ph.D. вообще противопоказанно: с такой степенью вы потом сможете только преподавать в университете (а таких вакансий, как правило, очень мало), а во всем остальном окажетесь "переквалифицированными". Что же касается естественнонаучных дисциплин типа физики, математики, биологии и химии, то здесь ситуация совершенно иная с вами даже разговаривать не станут о серьезной постоянной работе, если у вас нет докторской степени. Естественно, существуют определенные возможности карьеры для физиков с M.Sc. и даже с BS, но таковая уже не будет карьерой  ученого. Поэтому, если вы хотите стать ученым и заниматься исследованиями надо получать докторскую степень. Обучаясь в graduate school на Ph.D., следует рассчитывать за первые  2--3 года прослушать все нужные курсы и сдать квалификационный экзамен, немного занимаясь при этом наукой по выбранной теме, с тем чтобы последние 2 года уделить только исследованиям, написанию и защите диссертации. Подробнее о двух последних моментах см. в пункте [6].

    Еще одно забавное отличие в системах высшего образования США и России заключается в том, что в США невозможно поступить на юридический или медицинский факультеты, а также на факультет бизнеса, прямо из школы. Как правило, нужно уже иметь BS или BA в чем-то полезном, чтобы поступить на подобный факультет.

II. Классификация ВУЗов


    Насколько я понимаю, в России существует (или существовала в лучшие для науки времена) некая классификация всех институтов и университетов. Подробностей этой классификации я не знаю. В США тоже существует такая классификация. В первом приближении, все университеты делятся на две группы: с преобладанием обучения (Teaching) и с преобладанием исследований (Research). Внутри этой системы существует еще одна, более тонкая классификация по тому, сколько денег в год ученые из данного университета получают в виде грантов, но для нас она будет не столь важна. Основная разница между двумя вышеупомянутыми группами заключается следующем. В Teaching University студенты обучаются на Бакалавров и Магистров, так что профессор, работающий в таком университете занимается в основном преподаванием (как правило, три класса в семестр, что является немаленькой нагрузкой) и еще немножко ведет научную работу со студентами. В Research University студенты обучаются на Бакалавров, Магистров и Докторов, а профессор в таком университете занимается в основном исследованиями (совместно со своими аспирантами и постдоками) и еще немножко преподает. Чем больше денег ему удается выбивать на свои исследования, тем меньше преподавательская нагрузка (включая, в отдельных случаях ее полное отсутствие). Заметим, что, конечно, подобная грубая классификация ничего не говорит о конкретных факультетах университета. Например, в некоторых университетах, пусть даже с "исследовательским" статусом, физфак может не иметь программы обучения на Ph.D. Однако, как правило, во всех крупных университетах инженерные и естественнонаучные факультеты имеют такие программы.

III. Классификация сотрудников университетов

А. Студенты и аспиранты

    Как я уже отметил выше, студенты (undergradute students) и аспиранты (graduate students) не являются сотрудниками университета за исключением тех из них, кто получает определенные типы материальной помощи или стипендии. Естественно, стипендии гораздо чаще предоставляются аспирантам, а не студентам, т.к первые могут выпонять на факультете хоть какую-то полезную работу. На приличном естественнонаучном факультете все аспиранты имеют стипендии. С другой стороны, на гуманитарном факультете такие стипендии --- редкость. И естественно, никто и никогда не получает стипендий на медицинском, юридическом и бизнесовом факультетах. Тут либо платят мама с папой, либо надо брать кредит в банке, залезая в (не побоюсь этого слова) огромные долги.

    Итак, какие же бывают основные виды стипендий для аспирантов?

i. Fellowship  Стипендия, которая выплачивается особо одаренным студентам. Ответственность за такую стипендию чисто академическая, т.е. не нужно нигде работать, необходимо только получать высокие баллы за обучение. Университеты выделяют лишь очень небольшое количество подобных стипендий, но их также можно получить в различных фондах и организациях. Я, однако, не уверен в точном статусе получателей таких стипендий.

ii. Teaching Assistantship (TA)  Стипендия, которая выплачивается аспиранту, за выполнение определенной "низкоквалифицированной" преподавательской работы на факультете. Примерами подобной работы могут служить ведение лабораторных или семинаров у студентов или помощь профессору в преподавании какого-либо курса, что включает в себя проверку контрольных работ и домашних заданий. Ответственность: удовлетворительное выполнение своей работы и академическая успеваемость не ниже чем на "хорошо" (или "B" в американской системе). Подобные стипендии выплачиваются факультетом. Многим факультетам выгодно платить такие стипендии своим аспирантам: в противном случае пришлось бы нанимать постоянного сотрудника, что обошлось бы значительно дороже. Естественнонаучные факультеты типа физического или химического, как правило, предоставляют всем своим аспирантам возможность получить TA.

iii. Research Assistantship (RA)  Стипендия, которую профессор выплачивает своему аспиранту из своего гранта. Ответственность: профессор должен быть доволен вашими успехами в научной работе (см. пункт [5]), академическая успеваемость не ниже чем на "хорошо" (или "B" в американской системе).

    Аспиранты с TA или RA формально считаются временными сотрудниками (employees) университета и своего факультета. Величина стипендии зависит от того, на каком именно факультете вы учитесь. Физики, химики и т.п. получают "большие" стипендии (тысяча долларов и больше до уплаты налогов), в то время как аспиранты гуманитарных факультетов получают 600--800 долларов до уплаты налогов. Сами эти цифры ничего не говорят о возможности свести концы с концами, все зависит от того, в каком городе вы живете. Некоторые такие стипендии могут включать дополнительные бонусы типа бесплатной медицинской страховки. В любом случае, ваша "должность" не будет иметь многих т.н. "бенефитов", которые полагаются постоянному работнику. Конкретные бенефиты сильно варьируются в различных университетах (а также государственных лабораториях и компаниях), но как правило они включают пенсионные отчисления, медицинскую (и возможно зубную) страховку, отпуск по уходу за ребенком и т.п. С вашей стипендии вам придется платить налоги: федеральный и налог штата, а также т.н. "налоги на обучение" (graduate student fees). Что касается федеральных и штатных налогов, вам не полагаются никакие поблажки, которые могут иметь граждане или постоянные резиденты США.

    Какую стипендию и когда получать. Если вы выезжаете на учебу в США из России, то уже при зачислении вам пришлют бумаги с назначением вас на TA. Иначе американское посольство или консульство не выдаст вам визу, справедливо посчитав, что у вас не будет средств, чтобы поддерживать свое существование во время учебы. Через какое-то время после приезда и начала учебы вы определитесь, с каким профессором вы хотите работать (см. также пункты [3] и [5]). Если профессор окажется доволен начальными результатами вашего научного сотрудничества, и если у него есть гранты, из которых он может вам платить, он переведет вас с TA на RA (т.е. из наемника факультета вы превратитесь в наемника этого конкретного  профессора, что имеет свои плюсы и минусы). Естественно, лучше всего получить RA как можно скорее, т.к. при этом вы освободитесь от преподавательской нагрузки и соответственно сможете уделять больше времени научной работе. Если вас не перевели на RA после 2--3 лет обучения (т.е. к моменту начала серьезной научной работы), у вас могут возникнуть проблемы с написанием и защитой. Однако не стоит считать время, проведенное на TA, полностью потерянным. Вне зависимости от того, какую работу вы будете подыскивать себе в будущем, ваш потенциальный работодатель всегда заинтересован в человеке с определенным опытом преподавательской работы. Так что смело помещайте свой TA-опыт в ваше CV или резюме (CV и резюме --- разные вещи).


Б. Постдоки (Postdoc), см. также пункт [7]


    Постдоками называют молодых ученых с докторской степенью, которые, если так можно выразиться, продолжают свое образование и набираются опыта в исследовательской работе. К сожалению, постдоки не имеют жесткого статуса, здесь все отдано на откуп конкретным университетам. В одном университете постдоков могут формально причислить к аспирантам, в другом --- опять же формально к сотрудникам (Staff) или даже преподавателям (Faculty). За редким исключением, ничего плохого в отсутствии определенного статуса нет, но, например, у студентов и аспирантов существует свой общегосударственный профсоюз или гильдия, которая в определенных случаях может предоставить студентам защиту и помощь. У постдоков же нечто подобное появилось только в 2003 году (в некоторых университетах существут местные университетские гильдии), и что из этого всего получится пока совершенно неясно. Зарплата постдока-физика в университете считается относительно высокой по сравнению с другими науками и составляет порядка 35000 долларов в год до уплаты налогов. Замечу, что на то, что остается от этой зарплаты после налогов, в США можно нормально жить почти в любом месте и даже содержать жену, и, возможно, одного ребенка. Что касается конкретных налогов, с зарплаты нужно платить федеральный и штатный налоги, а также, для граждан, резидентов или постдоков с рабочей визой (Н-1), налоги на Medicare и Social Security. Однако все три вышеупомянутые категории имеют права на различные налоговые поблажки, которые не положены аспирантам на учебной визе (F-1). Также, университетские постдоки, как правило, не имеют полных бенефитов. Все, на что вы можете рассчитывать, это бесплатная медицинская страховка (без зубной страховки) и отпуск. Для сравнения, постдоки в государственных лабораториях или частных компаниях получают более высокую зарплату (от 50000 долларов в год) и полные бенефиты Любой постдок, неважно, в университете, лаборатории или компании, считается временной работой, т.е. с вами заключают контракт на один год, который потом можно продлить еще на год или два, но не дольше того. Одно из следствий временного статуса постдока это то, что, как правило, ни один университет, лаборатория или компания не будут ходатайствовать о присвоении своему постдоку, являющемуся иностранным гражданином, статуса постоянного резидента США (т.е. получении гринкарты). Если лаборатория или компания очень в вас заинтересованы, то они могут сначала нанять вас постоянным сотрудником (мои поздравления!) и уже потом ходатайствовать. Университеты нанимают своих постдоков профессорами только в совершенно исключительных случаях.

 

В. Обслуживающий персонал (Staff)

    Эти люди являются постоянными сотрудниками университета (и, следовательно, как правило получают соответствующую зарплату и бенефиты), но не имеют отношения непосредственно к преподаванию и научной деятельности. Пример? Факультетский бухгалтер, секретарша группы физики твердого тела или специалист по сетям и компьютерам. Вдаваться в детали не имеет смысла, поскольку это не та работа, которую вы будете искать после получения Ph.D. и постдоков.


Г. Преподаватели (Faculty)


i. Основные преподавательские должности и два слова об ассистентах

    Прежде всего, вспомним, как выглядит линейка преподавательских рангов в России. Ниже всех ассистент, затем идет доцент, а потом профессор. Подобная линейка в США выглядит удивительно похоже: к первым двум рангам добавляется слово "профессор", т.е. ассистент превращается в assistant professor, а доцент --- в associate professor, профессор же остается без изменений или становится full professor. Однако на похожих названиях все сходство заканчивается. Во-первых, в России, в университетах рангом пониже многие преподаватели, а уж ассистенты --- запросто, не имеют кандидатской степени. В США любой профессор имеет Ph.D., иначе о получении подобной должности не может идти и речи. Также в России ассистенты --- а стать ассистентом при отсутствии системы прохождения постдоков можно лет в 27--29 --- как правило, работают на какого-то профессора. В США ассистент-профессором становятся лет эдак в 32--36 (А может и старше. Или младше, если вы исключительно талантливы и можете это доказать.), имея за плечами опыт одного, двух или трех постдоков. Соответственно, основное различие между этими двумя должностями в том, что ассистент-профессор в идеале является полностью сформировавшимся, независимым ученым, который может работать самостоятельно. Т.е. сам находит себе интересные задачи, сам выбивает под них финансирование, сам набирает себе в группу аспирантов и постдоков, и занимается с ними научной работой (речь здесь идет, в основном, о профессоре, работающем в университете "исследовательского" типа). Все это, конечно, ни в коей мере не означает, что такой профессор не может сотрудничать с другими учеными! Очень даже может, однако речь здесь идет именно о сотрудничестве, а не о "работе на другого дядю". В этом плане, американский ассистент-профессор вполне справедливо называется профессором, а российский ассистент --- настолько же справедливо, просто ассистентом. А если этот ассистент достиг того же уровня самостоятельности, то ему уже можно смело давать доцента. Т.е. разница заключается в гораздо большей свободе, предоставляемой "настоящей" профессорской должностью, за которую, естественно, приходится платить гораздо большей ответственностью.


ii. Институт tenure

    Дальше --- интереснее. Между должностями assistant, associate и full professor вроде бы не существует пронципиальных отличий по части работы, которую нужно делать. И те, и другие, и третьи должны заниматься научной деятельностью со своими студентами, аспирантами и постдоками, а также преподавать. Распределение усилий между наукой и преподаванием зависит от того, чем занимается университет (Teaching vs Research) или факультет (наличие/отсутствие Ph.D. программы), и сколько денег в грантах профессору удалось выбить на найм ассистентов и постдоков. Однако же, между assistant и associate/full существует большая формальная разница. Дело в том, что assistant professorship является т.н. "tenure-track" должностью, в то время как associate/full professorship --- должность, имеющая т.н. "full tenure" (прямых аналогов обоим этим понятиям в России нет). Опять таки формально, все профессорские должности в университетах считаются "постоянными", т.е., получив своего ассистент-профессора, вы будете иметь нормальную зарплату (От 55000 долларов год до налогов, не считая зарплаты, которую вы можете платить себе из своих грантов за 3 летних месяца. Естественно, если нет грантов, нет и дополнительной зарплаты.) и полные бенефиты, кроме того, университет будет ходатайствовать о присуждении вам статуса постоянного резидента (гринкарты). Но при этом первый контракт о найме, который новоиспеченный ассистент-профессор заключает с университетом, имеет срок действия в 5 или 6 лет, т.е. не является бессрочным. По истечении этих 5--6 лет специальная комиссия изучает результаты вашей работы за все эти годы: сколько статей и в каких журналах вы опубликовали, сколько грантов вам удалось получить, как много студентов защитилось под вашим руководством, как хорошо или плохо вы читаете лекции и т.д. и т.п. Если комиссия остается удовлетворена вашей работой, то вас повышают до associate и одновременно подписывают с вами бессрочный контракт, т.е. дают вам "tenure". В каком-то смысле "tenure" является уникальной вещью, своеобразным призом в вашей академической карьере. Вся прелесть должности с "tenure" заключается в том, что с нее вас невозможно уволить, если только вы не совершите уголовное преступление, или ваш университет не разорится (что маловероятно). С любой другой работы --- что весьма справедливо для ученых, работающих в частных компаниях, и несколько менее справедливо для ученых в государственных лабораториях (государство заботится о своих спецах, особенно тех, кто работает на оборонку) --- вас могут вышибить в два счета! В этом смысле, должность с "tenure-track", расшифровывается как работа, подразумевающая возможность получения этого самого "tenure".

    Отметим, что вдобавок к assistant/associate/full существуют еще т.н. "non tenure-track" должности (т.е. не предусматривающие получение tenure), такие как adjunct professor и research professor. Первый тип должности относится к следующей ситуации. Допустим на химическом факультете есть "полный" профессор, который читает лекции и/или занимается кое-какой научной работой еще и на физическом факультете. Тогда физфак может титуловать его как  adjunct professor of physics. На самом деле, как я это понимаю, адьюнкт-профессором может быть любой эксперт (необязательно работающий в университете), который сотрудничает с определенным факультетом по части преподавания и научной деятельности. Второй тип должности является чем-то вроде "суперпостдока" с полными бенефитами и гринкартой впридачу, но с шатким статусом, поскольку зарплата такому профессору выплачивается, не университетом ("hard money"), а из чьего-то гранта (т.н. "soft money"). Как правило, подобные должности получают люди, которые либо полностью лишены амбиций, либо по каким-то причинам боятся искать себе нормальную работу.


iii. "Полное" профессорство и почетные должности

    Наконец, несколько последних замечаний. Я не знаю, есть ли большая разница между associate и full professorship, за исключением, конечно, престижа и более высокой зарплаты (если доживу и узнаю, то напишу и об этом). Кстати, огромное преимущество американской системы высшего образования перед аналогичными системами других стран заключается в том, что если вы "дослужитесь" до полного профессора, то вы его получите несмотря ни на что. В странах "неудачницах" количество полных профессорских ставок на факультете жестко лимитировано, так что вы сможете получить полного профессора только если кто-то из уже состоящих на этой должности уйдет на пенсию или уволится. Естественно, если подобное случается, то на одну такую вакансию начинает претендовать изрядное количество людей. Что же касается престижа, то существуют еще и как бы более высокие должности, чем full professor. Насколько я понимаю, разница снова заключается в величине зарплаты и почете. В разных университетах дела обстоят по-разному, но, как правило, зарплата для такого "почетного" профессора выплачивается из специального именного фонда (т.е., это как бы fellowship, но для профессоров). Название какой-нибудь такой должности может выглядеть примерно так: Distinguished University Professor.

[обсудить в форуме]


Популярные статьи
Учеба в аспирантуре и научная работа в США: что следует знать молодым ученым? (США часть 2)
Учеба и работа за границей (постдок, стажировка, аспирантура). Часть 1 - Европа: доходы и расходы
Докторантура и постдок в Германии: практические вопросы
Как выиграть грант или постдок в западном университете (часть 3 - образцы писем)
Как выиграть грант или постдок в западном университете (часть 1)

Последние ссылки
 Диалог с ассоциацией...
 Норвегия от А до Я
 Московский лингвисти...
 Русский дом (Финляндия)
 Russian American Med...


Совместно с Researcher
 
top of page
| о проекте | связаться с нами |
© 2002-2004 Researcher@. Мнения авторов материалов, опубликованных на сайте, могут не совпадать с мнением организаторов проекта
Powered by Mambo Open Source