[Добавить в Избранное]
[Сделать стартовой]

  

Нажать здесь для поиска в форуме
arrowГлавная arrow Наука в России arrow Воспроизводство кадрового потенциала науки и высшего образования
 
 Главная
 Новости
 _____________
 Жизнь за границей
 Карьера
 Наука в России
 Наука за рубежом
 _____________
 Ссылки
 О сайте
 Форум

Диалог
 Диаспора и Россия
 Дубна 2003
 Дубна 2002

Совместные проекты
 Монитор реформы науки
 Обсуждение материалов 'Курьера науки и ВШ'

Русский язык - все о русском языке. Словари онлайн. Информация о словарях и энциклопедиях. Литература.

Воспроизводство кадрового потенциала науки и высшего образования   _CMN_PRINT 
автор: Редакция   Оценка читателей:starstarstarstarstar / 18
Плохо Хорошо
Saturday, 11 November 2006

Пресс-служба Министерства образования и науки распространило сообщение, в котором отмечается, что "воспроизводство научного потенциала оказалось поставлено под угрозу", приводятся соответствующие цифры и впервые публикуется содержание поручений Президента России, данных недавно созданной межведомственной рабочей группе по вопросам воспроизводства кадров в научно-образовательной сфере. Мы публикуем полный текст этого сообщения.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕСС-СЛУЖБА

Москва, ул. Тверская, д.11

тел. 629-53-27

press@mon.gov.ru
 

Воспроизводство кадрового потенциала науки и высшего образования
 
 

Состояние вопроса

“Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу” развитие фундаментальной науки и образования отнесено к стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации наряду с повышением качества жизни населения, достижением экономического роста, развитием культуры, обеспечением обороны и безопасности страны. Этим же документом сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса, обеспечение преемственности научных знаний отнесено к одному из основных направлений политики государства в области развития науки и технологий.

Исходя из этого, исключительно важной признается роль государства в обеспечении финансирования фундаментальной науки и подготовки научных кадров, а государственная политика в области воспроизводства и обновления научных кадров - важнейшим элементом государственной научно-технической политики.

Уже в конце 1990-х годов ученые указали на негативные последствия пассивного подхода государственных органов к решению проблем научных учреждений, в результате чего “неизбежное сокращение численности занятых в науке приняло нелепый характер экономического вытеснения активных и, прежде всего, молодых кадров из этой важнейшей сферы жизнедеятельности общества. Само воспроизводство научного потенциала оказалось поставлено под угрозу”1. По прогнозам, эта проблема заявит о себе примерно в 2010-2012 году, когда из активной науки по возрасту уйдет “советское” поколение. С особой силой это проявится в академической науке, где через 5-6 лет может автоматически произойти развал институтов.

В период 1995-2005 гг. численность персонала, занятого исследованиями и разработками в научных организациях Российской Федерации, сократилась


1 Эмиграция и профессиональная деятельность российских ученых за рубежом. ЦИСН. М, 1998, стр. 60.

на 22,7%, а исследователей - на 24%, то есть почти на четверть. Сокращение численности исследователей произошло по всем отраслям наук, кроме социологии, истории и филологии.

В 2005 г. в общем составе исследователей имели ученую степень кандидата или доктора наук 25,2%, в том числе кандидата наук - 19,2%, доктора наук - 6%. Среди исследователей за период с 1977 г. по 2005 г. число докторов наук возросло на 16,5% (с 20153 до 23477 человек), а число кандидатов наук уменьшилось на 15,5% - (с 89856 до 75917 человек)2. Это косвенное свидетельство слабого притока в науку молодых специалистов.

В 2004 г. среди кандидатов наук доля исследователей старше 60 лет составляла 32,6%, а среди докторов наук - 56,3%.

Согласно данным Росстата, которые также подтверждаются результатами общероссийского репрезентативного опроса, проведенного Центром социологических исследований в 2005 г., средний возраст исследователей российских организаций, выполняющих исследования и разработки, сегодня составляет 48,9 лет. Средний возраст исследователей-кандидатов наук - 53,1 года, исследователей-докторов наук - 60,9 лет. Налицо значительное старение научных кадров, причем как в научных организациях, которые за последние годы смогли успешно включиться в рыночные условия (здесь средний возраст исследователей - 46,7 лет), так и в тех организациях, чья научная работа полностью зависит от ассигнований из государственного бюджета (средний возраст исследователей - 49,5 лет). Молодежь в науку не идет, поэтому наиболее опасная угроза для общества связана с утратой преемственности в науке.

Полностью укомплектованы исследовательскими кадрами 48,7% (1733) организаций, т.е. каждая вторая организация в академической, отраслевой и вузовской науке. В научных организациях России, выполняющих исследования и разработки, сегодня не хватает примерно 175,2 тысячи человек, т.е. 21,3% от общей численности персонала, занятого в 2005 г. исследованиями и разработками. Основная причина нехватки специалистов - слабое финансирование науки и низкая зарплата ученых. При этом доля живущих весьма скромно (“от зарплаты до зарплаты”) велика среди молодых ученых - в среднем 60%.

В 1990-2005 гг. произошел “обвал” притока молодых исследователей в науку: ежегодное пополнение штатов научных организаций молодыми исследователями сократилось в среднем примерно на 40%, по сравнению с 1960-1989 гг. Практически “выпало” поколение, которому сейчас 30-45 лет. Это те люди, которые должны были бы придти в науку с начала до конца 90-х годов. Здесь образовалась главная демографическая “дыра” в нашем научном сообществе.

Начиная с первой половины 1990 гг., в составе молодых исследователей резко увеличилась доля поступивших на работу в научное учреждение


2 Наука в Российской Федерации, стр. 38; Основные показатели деятельности организаций, выполняющих научные исследования и разработки, стр. 5.

непосредственно после окончания вуза или аспирантуры: в 1980-1989-е гг. -около 40%, в 2000-2005 гг. - 70%. Этим объясняется большая доля среди молодых исследователей тех (40%), кто поступил на работу в научное учреждение, не ориентируясь до прихода в организацию на карьеру ученого.

Согласно сложившимся возрастным параметрам воспроизводства научных кадров высшей квалификации за 20 лет должно сменяться 60-70% кандидатов и 80-90% докторов наук, занятых в НИОКР и в сфере высшего образования. И от того, как и кем осуществляется такое замещение, зависят изменение качественных показателей научного сообщества, структура и уровень исследовательской деятельности, качество обучения в вузах.

Анализ результатов различных прогнозных сценариев, показывает, что первая декада XXI века окажется критической для российской науки. В этот период будет продолжаться отток из науки высококвалифицированных специалистов старших возрастных групп (свыше 65-70 лет), а приток молодых кадров будет невелик. То есть представителям старшего поколения некому будет передавать свой опыт. Уход специалистов, приступивших к работе в 50-60-е годы и даже в начале 1970-х, может оказаться роковым для отечественной науки и техники. Чтобы сохранить отечественную науку, необходимо максимально смягчить возможные последствия неизбежного ухода основных носителей знаний. Последствия низкого притока в науку молодежи в 1990-е гг. будут сказываться многие десятилетия.

Существующая сегодня проблема разрыва между поколениями ученых копилась 15 лет. Для смены поколения требуется 10 лет, т.е. потеряно практически 2 поколения ученых. Для решения проблемы на данный момент требуется политическое решение, которое качественно изменит ситуацию в условиях определенной консервативности экономической системы. Нам надо заботиться о кадрах, которые будут работать через 10 лет. Именно сейчас нужно готовить кадры ученых, с высоким уровнем профессионализма, интегрированных в современную мировую науку и экономику. Государственная научная политика должна рассматриваться сегодня, прежде всего, в аспекте воспроизводства кадров. Иначе через 10 лет некому будет работать в науке. Особо необходимо выделить фундаментальную науку и образование, решающие задачу поднятия уровня научного-технического и интеллектуального развития нации.

Подготовка научных и научно-педагогических кадров

Основой воспроизводства интеллектуального потенциала является аспирантура, которая функционирует в 640 высших учебных заведениях и 833 научных организациях, число которых неуклонно растет. В настоящее время в аспирантуре и докторантуре проходят подготовку более 142, 8 тыс. аспирантов и около 4,3 тыс. докторантов.

Анализ состояния системы подготовки научно-педагогических и научных кадров позволяет констатировать, что, наряду с значительным ростом контингента аспирантов и докторантов (за последние десять лет контингент аспирантов в государственных вузах и организациях увеличился почти в 2,3 раза), в последние годы отмечается ряд негативных тенденций:

    • Результаты диссертационных исследований к защите представляют в среднем по стране 30% выпускников аспирантуры и докторантуры.
    • Высока доля аспирантов, выбывающих до окончания срока обучения без представления диссертации (до 30% от приема).

- Объемы и структура подготовки научных кадров не отвечают задачам политики страны в области науки, технологий и техники.

В существующем виде система подготовки научных кадров не справляется со своей основной функцией кадрового обеспечения текущих и перспективных потребностей научно-технической сферы и высшей школы.

За последние годы заметно изменилось распределение аспирантов и докторантов по отраслям наук - за последние годы значительно более высокими темпами растет контингент по социально-гуманитарным дисциплинам.

Можно констатировать, что выделяемые за счет средств федерального бюджета места для подготовки научных и научно-педагогических кадров не соотносятся с прогнозируемыми потребностями научной, инновационной и образовательной сферы государственного подчинения, а также с реальными возможностями трудоустройства выпускников в соответствии с полученной квалификацией.

Государство за счет средств налогоплательщиков через институт аспирантуры часто поддерживает имитацию научной деятельности во многих вузах и научных организаций. Наличие аспирантуры для многих из них становится едва ли не единственным фактором демонстрации научной активности. Политика значительного числа вузов в сфере ППО нацелена на умножение перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка аспирантов, в том числе, специальностей, далеко отстоящих от основного профиля научной деятельности вуза. Этот факт сам по себе не является констатацией низкого или высокого качества подготовки аспирантов по непрофильным для вуза специальностям, однако наводит на мысль о необходимости диагностики и мониторинга научного потенциала вуза и потенциала подготовки кадров высшей квалификации по конкретным научным направлениям.

Основные средства федерального бюджета на подготовку научных кадров должна выделяться ведущим исследовательским университетам, научным коллективам и отдельным ученым по результатам мониторинга научного потенциала и качества подготовки научных кадров. При этом функционирование аспирантуры должно быть “привязано” к финансированию науки. С учетом укрупнения тем и объемов НИР это позволит постепенно избавиться от балласта и сконцентрировать ресурсы на поддержке аспирантур в творчески активных научных коллективах.

Существенным фактором, снижающим качество подготовки аспирантов, является снижение уровня подготовки выпускников высшей школы, пополняющих ряды аспирантов. По-видимому, данную проблему нельзя решить лишь с помощью сокращения числа бюджетных мест и усиления конкурсного отбора. Проблема, несомненно, глубже и связана она, в том числе с отсутствием преемственности образовательных программ высшей школы и аспирантуры.

Подавляющая часть подготовленной уже в новой России “научной смены” никак не связывает свое будущее с наукой, а преследуют свои, далекие от науки цели. Данные социологических опросов показывают, что если в момент поступления в аспирантуру по крайней мере каждый второй абитуриент высказывал желание в будущем заниматься научной работой, то в процессе учебы в аспирантуре и подготовки диссертации эти планы существенным образом меняются. После поступления в аспирантуру и по прошествии некоторого времени обучения, лишь каждый десятый планирует после окончания аспирантуры связать свою судьбу с научным поприщем. Каждый четвертый предполагает заниматься преподавательской деятельностью, а более трети — стать специалистом по профилю диссертации (врачом, инженером, конструктором, агрономом, ветеринаром и т.п.). Каждый пятый аспирант во время обучения в аспирантуре не в состоянии определиться однозначно, чем он будет заниматься в дальнейшем. При этом все более актуальной становится проблема трудоустройства аспирантов очной формы обучения после защиты ими диссертации.

По данным социологических опросов среди причин, по которым многие аспиранты не изъявляют желания работать в качестве ученого, доминируют одна главная и три дополнительные. Главная причина - низкая оплата труда. Дополнительные причины: отсутствие у НИИ материальной базы, необходимой для современных научных исследований; чрезмерная забюрократизированность организации научной работы; низкий престиж научной работы.

Одной из основных задач сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического и образовательного комплекса является создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки, технологий и образования.

Меры по решению данной проблемы должны ориентироваться на устранение главных факторов, препятствующих притоку в науку и образование молодых кадров (и способствующих оттоку молодежи из сферы науки и образования):

1. Низкая заработная плата молодых ученых и преподавателей. Талантливые и амбициозные молодые люди легко могут найти применение своим силам в других областях. Грантами Президента для молодых кандидатов и докторов наук, научными проектами для молодых ученых в рамках федеральных целевых и ведомственных программ “охвачено” порядка 1500 молодых ученых в год. Планируется выделить порядка 500 грантов Президента для поддержки научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности талантливой молодежи. Планируемое повышение заработной платы в академическом секторе3 не исправляет ситуации в высшей школе.

  1. Отсутствие жилья и перспектив его получения. Это обстоятельство ограничивает доступ в крупные научные центры талантливых ученых из регионов. Инструментом решения проблемы может стать подпрограмма “Жилье для молодых ученых” ФЦП “Жилище” при существенном увеличении финансирования этой подпрограммы и акцентированным выделением средств действительно талантливым молодым ученым, а также разработка соответствующих механизмов закрепления молодых ученых и специалистов после получения жилья.
  2. Отсутствие современной приборной базы и условий для проведения исследований. Даже достойное повышение зарплаты молодым ученым без обеспечения научным оборудованием не решит проблему привлечения и закрепления кадров. Необходимо существенное увеличение финансирование приборной базы сильнейших научных организаций и вузов.

4 Отсутствие перспектив и непредсказуемость научной карьеры, низкий престиж в обществе научной деятельности, отсутствие реальных разумных мер государства по исправлению ситуации. Государственная политика в этой области абсолютно лишена последовательности. Отсутствуют амбициозные научные задачи и база для их решения. Объективные показатели эффективности государственной политики отсутствуют либо носят чисто формальный характер, не отражая существа дела. Ликвидированы многие успешно действовавшие элементы системы воспроизводства кадрового потенциала в науке и образовании. Нет реальной концентрации ресурсов на наиболее плодотворно работающих вузах, НИИ и группах ученых, при наличии декларации такой концентрации, в частности, путем создания “национальных университетов”, а также вузов активно внедряющих инновационные образовательные программы.

Реализуемые меры по поддержке талантливой молодежи

Изучение ситуации в Российской Федерации в области воспроизводства современных профессиональных кадров показывает, что реализуемый в настоящее время комплекс государственных мер по воспроизводству кадрового потенциала в науке и образовании является недостаточным. На протяжении последних десяти лет государственной властью принимались отдельные меры для смягчения отрицательных явлений и тенденций,


3 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2006 г. .№236 "О реализации в 2006 -2008 годах пилотного проекта по совершенствованию системы оплаты труда работников в научных учреждениях Российской академии наук"

возникавших в сфере кадрового обеспечения науки и инновационной деятельности. В основном эти меры были направлены на поддержку работников науки и высшего образования и носили разрозненный характер, были адресованы отдельным группам ученых и специалистов и потому не способны были существенно повлиять на общую ситуацию в научно-техническом комплексе.

Такие различные меры поддержки молодых ученых, студентов и школьников осуществляются в настоящее время как на федеральном (межведомственном), так и на региональном и корпоративном уровнях, готовятся дополнительные меры в рамках реализации национальных приоритетных проектов:

1. Присуждаются гранты Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук, а также ведущих научных школ Российской Федерации.

Размер гранта молодого ученого - кандидата наук и его научного руководителя составляет 150 тыс. руб. в год, в том числе - 60 тыс. рублей в год на оплату труда молодого ученого и 24 тыс. рублей единовременно на выплату его научному руководителю, осуществлявшему руководство подготовкой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Общее число грантов для государственной поддержки молодых (до 35 лет) российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей - 500 ежегодно. Размер гранта молодого ученого - доктора наук составляет 250 тыс. рублей в год, в том числе - 84 тыс. рублей в год на оплату его труда. Общее число грантов для государственной поддержки молодых (до 40 лет) российских ученых - докторов наук -100 ежегодно.

2. В рамках приоритетного национального проекта по образованию Президентом Российской Федерации учреждены премии для поддержки талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет включительно (Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325).

Предусматривается ежегодное присуждение 1250 премий победителям и призерам международных олимпиад и иных конкурсных мероприятий, а также победителям всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 60 тысяч рублей каждая и по 4100 премий призерам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, а также победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий в размере 30 тысяч рублей каждая.

3. Начал осуществляться пилотный проект по совершенствованию системы оплаты научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук, утвержденный Постановлением Правительства от 22 апреля 2006 г. № 236 . В рамках пилотного проекта предусматривается поэтапный переход к 2008 г. на систему оплаты, состоящей из тарифной и надтарифной частей, причем должностные оклады повышаются в среднем в 2 раза в 2006 г. и почти в 5 раз в 2008 г. с одновременным сокращением численности научных работников РАН в 2008 г. на 20%. Избежать уравниловки научных организаций и научных работников предполагается введением системы стимулирующих выплат, напрямую связанных с результативностью научных исследований как отдельных научных работников (число публикаций в престижных научных журналах с высоким импакт-фактором, подготовка молодых кандидатов наук , написание монографий и учебников и т.д.), так и научной организации в целом (предусмотрен мониторинг по итогам 2006 г. и 2007 гг.). Особое внимание предполагается в этой связи уделить оплате труда молодых ученых, особенно сразу после защиты ими кандидатской диссертации, введя для них, в частности, систему стимулирующих выплат.

4. В рамках реализуемой ФЦНТП “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники” на 2002-2006 годы:

4.1. Продолжается развитие системы стажировок молодых ученых и специалистов в крупных научно-образовательных центрах (включая зарубежные), а также участие научной молодежи в конференциях, симпозиумах, семинарах, школах (в том числе за рубежом).

В 2006 году выделен 81 грант на стажировки в зарубежных научно-образовательных центрах объемом от 80 тыс. руб. до 490 тыс. руб. На поддержку стажировок в российских научно-образовательных центрах с 2006 года выделен 21 грант по 1.25 млн. руб. на проведение не менее 15 стажировок по каждому гранту.

4.2. Присуждаются гранты для молодых кандидатов и молодых докторов наук, выполняющих исследования по приоритетным направлениям науки и техники.

В 2006 году выделено 226 грантов для молодых кандидатов наук по 400 тыс. руб. и 111 грантов для молодых (до 45 лет) докторов наук по 600 тыс. руб.

5. В рамках планируемой с 2007 года федеральной целевой программы “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.” предполагается:

5.1. Поддержка научных исследований молодых ученых и молодежных творческих коллективов по приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники.

Ежегодно около 450 проектов объемом 1 млн. руб. для молодых российских ученых - кандидатов наук не старше 35 лет и докторов наук не старше 40 лет.

Ежегодно около 150 проектов объемом 3 млн. руб. для творческих коллективов молодых ученых (не старше 40 лет) численностью не менее 5 человек.

Возможным направлением расходования средств в рамках проектов является оплата стажировок молодых ученых в крупных научно-образовательных центрах и участие в научных и научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах, школах и т.п.

5.2. Проведение исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники силами студентов и аспирантов ведущих научных и образовательных центров.

Ежегодно в среднем по 900 проектов для студентов старших курсов и аспирантов объемами по 60 тыс, руб. и 80 тыс. руб. соответственно.

5.3. Научно-методическое и научно-организационное обеспечение проведения конференций и школ-семинаров по тематике в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.

Проведение ежегодно 50-80 конференций и школ-семинаров, объем финансирования проектов 0,5-1,5 млн. руб.

6. В рамках аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)” предусмотрено проведение стажировок аспирантов, молодых ученых и преподавателей для научной работы и повышения научной квалификации в ведущих российских и зарубежных университетах и научно-образовательных центрах.

Выполняется 225 проектов на общую сумму около 41 млн. рублей.

7. В рамках совместной научной программы “Фундаментальные исследования и высшее образование” Министерство образования и науки Российской Федерации и Американский фонд гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза (CRDF) совместно проводят программу предоставления финансовой поддержки молодым российским ученым, получившим степень кандидата наук не более чем за шесть лет до начала проведения работы по проекту.

Ежегодно выделяется 100 грантов на стажировки в 16-ти Российских научно-образовательных центрах по 12000 долларов США на трехлетний период. Гранты финансируются совместно Минобрнауки (в 2006 году - в объеме 160 тыс. руб. на одну стажировку) и CRDF.

8. В рамках совместной научной программы “Михаил Ломоносов” Министерство образования и науки Российской Федерации и Германская служба академических обменов DAAD предоставляет аспирантам и преподавателям технических и естественнонаучных дисциплин из России возможность проведения научных исследований в университетах и научно- исследовательских центрах Германии.

Ежегодно выделяется около 90 грантов объемом около 150 тыс. руб. на срок 6 месяцев аспирантам и молодым преподавателям в возрасте до 35 лет, и около 30 грантов объемом около 100 тыс.руб. на срок 3 месяца преподавателям, имеющих ученую степень, в возрасте до 45 лет.

9. Прочие программы с участием Минобрнауки России:

9.1. Ежегодный межведомственный открытый конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в высших учебных заведениях Российской Федерации (конкурс НИРС) при координации Минобрнауки.

Конкурс проводится с 1972 года. Участие принимают студенты и курсанты из 377 вузов. По итогам конкурса ежегодно более 1200 студентов и курсантов удостаиваются медалей и дипломов Минобрнауки России.

9.2. Международная молодежная научная олимпиада “Ломоносов” (МГУ)

В рамках Международной молодежной научной олимпиады “Ломоносов” проводятся предметные олимпиады, в которых приняло участие около 50 тысяч школьников, конкурсы инновационных проектов и научно-практические конференции молодых ученых, проводимые молодежными общественными организациями - Молодежным Советом и Студенческим Союзом МГУ в сотрудничестве с Содружеством студенческих и молодежных организаций России (существует с 2006 года) и Евразийской студенческой ассоциацией (существует с 1994 года). Олимпиада “Ломоносов” включает национальный конкурс “Покори Воробьевы горы”, проводимый МГУ совместно с газетой “Московский комсомолец”, и российский конкурс инновационных проектов молодых ученых “Формула успеха” (на базе Научного парка МГУ).

9.3. Программа "Шаг в будущее" (МГТУ).

За 10 лет существования в ней участвовало почти 138 тысяч молодых людей, из них учащихся школ, ПТУ, техникумов - 83 тысячи человек, студентов ВУЗов 39 тысяч человек, сотрудников научно-исследовательских институтов и молодых специалистов на производстве - более 16 тысяч человек.

9.4. Программа “Старт в науку”.

Проводится на базе Московского физико-технического института ежегодно принимает участие более 1000 обучающихся 9-11 классов образовательных учреждений из 150 городов и населенных пунктов Российской Федерации и стран СНГ.

9.5. Программа “Юниор” (Проводится МИФИ совместно с корпорацией Intel)

Представляет собой молодежную научно-техническую программу, к участию в которой приглашаются обучающиеся старших классов из различных регионов России, а также из стран СНГ. Она является составной частью международной системы научно-технических конференций-конкурсов (International Science and Engineering Г air, ISEF).

9.6. Программа “Юность, наука, культура”.

Ежегодно принимают участие около 500 старшеклассников из 30 регионов нашей страны.

9.7. Конкурс Минобрнауки России и фонда поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере “Студенты, аспиранты и молодые ученые - малому наукоемкому бизнесу - Ползуновские гранты”

В конкурсе могут участвовать научные группы либо отдельные студенты, аспиранты и молодые ученые, заявившие на конкурс исследовательский проект в интересах субъекта малого инновационного предпринимательства. Руководитель проекта должен являться студентом, аспирантом или молодым ученым, не достигшим возраста 30 лет. Ежегодно выделяются около 100 грантов.

С 2004 г. в Фонде работает программа СТАРТ по финансированию инновационных проектов на начальной стадии развития, активно привлекающая молодых ученых в малый инновационный бизнес. При содействии Научного парка МГУ за 2 года работы программы СТАРТ было поддержано 9 из 42 компаний, созданных молодыми учеными МГУ.

10. По линии РАН осуществляется Программа “Поддержки молодых ученых”, проводится конкурс РАН на поддержку студентов и молодых ученых премиями и медалями.

На реализацию программы РАН “Поддержка молодых ученых” 2005 г было выделено 105 млн. рублей, которые были направлены на:

    • поддержку деятельности институтов РАН по привлечению талантливой молодежи к научной работе;
    • поддержку проведения научных школ РАН для молодых ученых.

В соответствии с распорядительными документами Президиума РАН проводилась работа по:

- организации и проведению конкурса на соискание медалей РАН с премиями для молодых ученых и студентов высших учебных заведений (ежегодно присуждаются 19 медалей с премиями в размере 30 000 рублей каждая - молодым ученым РАН, других учреждений, организаций России и 19 медалей с премиями в размере 15 000 рублей каждая - студентам высших учебных заведений России);

- содействию в решении вопросов социальной защищенности молодежи РАН, в т.ч. в представлении молодым сотрудникам и их коллективам материальной помощи, ссуд, кредитов и т.п. с помощью различных фондов;

- содействию в решении жилищных и производственных проблем молодых сотрудников РАН;

- содействию в организации и проведении различных, в т.ч. международных конференций, семинаров и школ с участием молодых ученых.

11. Выделяются региональные гранты для студентов, аспирантов, молодых специалистов и молодых кандидатов наук. (Санкт-Петербург, Челябинск, Самара, Белгород, Владимир).

До 2004 года финансировались на паритетных началах Минобразованием и регионами на основании соответствующих соглашений. Ежегодное финансирование из бюджета региона составляет от 1.5 млн.руб. до 5.7 млн.руб. В Санкт-Петербурге по результатам конкурсов ежегодно присуждается около 500 грантов для студентов, аспирантов и молодых специалистов объемом 5-7 тыс.руб. и около 100 грантов для молодых кандидатов наук объемом около 50 тыс.руб., конкурсы финансируются на основании соответствующей строки в бюджете Санкт-Петербурга.

12. Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников осуществляется поддержка олимпиад для школьников в России и за рубежом.

Олимпиады проводятся по следующим предметам: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, физика, астрономия, химия, экология, биология, история, география, физическая культура, технология, экономика, право, обществознание, а также по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний. По каждому предмету в олимпиадах федеральных округов принимает участие около 300 школьников согласно квотам Рособразования, а также победители соответствующей олимпиады предыдущего года.

13. Предпринимательские гранты.

“Потанинские” (Фонд Потанина поддерживает студентов и молодых преподавателей) и т.п. См Приложение

14. Исследовательские гранты общественных организаций для молодых ученых.

Инициатива “Единой России” по созданию “Государственного клуба” для молодых ученых

15. Осуществляются внутривузовские программы поддержки, реализуемые за счет внебюджетных средств.

В МГУ действует несколько программ поддержки талантливых молодых ученых и преподавателей. Программа “100 + 100”, помогает молодым кандидатам и докторам наук значительно быстрее продвигаться по служебной лестнице, а программа “100 стипендий” позволяет молодым преподавателям и научным сотрудникам получить существенную материальную поддержку. С 2006 г. в МГУ проводится конкурс на присуждение грантов поддержки талантливым студентам, аспирантам и молодым ученым.

Анализ предпринимаемых мер показывает, что к настоящему времени созданы лишь отдельные фрагменты целостной системы воспроизводства кадрового потенциала в науке и образовании, при этом некоторые ранее эффективно действовавшие элементы этой системы ликвидированы. Кроме того, охват молодых ученых существующими грантами оставляет желать лучшего: не более 20-25% аспирантов и молодых сотрудников научной сферы имеют опыт оформления и подачи заявок на грант.

Государственная политика в этой области недостаточно последовательна и эффективна, а предпринимаемые меры носят несистемный, разрозненный характер и не оказывают решающего влияния на позитивное изменение ситуации. Принципиальным является отсутствие единой программы, поддерживающей исследования начиная со студенчества и заканчивая несколькими годами после защиты кандидатской диссертации и позволяющей четко сформулировать требования к развитию карьеры молодого ученого. Объективные показатели эффективности этой политики отсутствуют, либо носят чисто формальный характер, не отражая существа дела.

Отсутствуют механизмы координации деятельности в данной области различных ведомств, особенно между федеральными и

региональными властями, а также взаимодействия государственных органов и общественных организаций. Самодеятельные объединения молодых ученых и специалистов в образовательных учреждениях, научно-исследовательских институтах системы РАН и отраслевых академий, действующие на этом поле, не связаны между собой ни организационно, ни информационно. Нет обратной связи при выработке государственной политики в данной области.

Не проводится специальная молодежная политика государства в сфере науки и образования, решающая проблемы молодых ученых и преподавателей. Отсутствует анализ эффективности государственных мер поддержки молодых ученых и преподавателей по регионам, отраслям наук и организациям, в том числе анализ эффективности грантовой поддержки. Практически отсутствует концентрация государственных ресурсов на наиболее плодотворно работающих вузах, НИИ и группах ученых.

При этом общественные организации пытаются обеспечить мониторинг ситуации. Так, по результатам исследований инициативной группы Scientific.ru, более или менее активно работающих ученых (публикующих хотя бы одну статью в год в журналах, учитываемых в ISI) в России осталось не более 30-40 тысяч, причем в это количество входят и ученые, работающие преимущественно за рубежом. Количество заявок на гранты Президента для молодых кандидатов наук составляло 1561 в 2005 году и 2314 в 2006 году, в то время как грубая оценка числа молодых кандидатов наук дает величину порядка 100 тысяч человек. Следовательно, всего несколько процентов молодых кандидатов наук реально работают в российской научно-образовательной сфере.

Вместе с тем в настоящее время складывается благоприятная ситуация для решения проблемы создания системы воспроизводства научно-образовательных кадров, подбора и подготовки талантливых молодых ученых в Российской Федерации и создания условий для привлечения и закрепления молодежи в сфере науки и образования:

1. Созданы основы подготовки квалифицированных кадров в системе высшего образования.

2. Принят ряд документов, способствующих решению проблемы:

  • Указы Президента Российской Федерации по материальной поддержке ученых России, молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, талантливой молодежи;
  • Постановления Правительства Российской Федерации по поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, молодых российских ученых - докторов наук и их научных руководителей, и ведущих научных школ.
  • Постановление Правительства Российской Федерации “О реализации в 2006-2008 гг. пилотного проекта совершенствования системы оплаты научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров Российской академии наук” от 22 апреля 2006 г. № 236.
  • Поручение Президента от 22 апреля 2006 г. Пр.-662 по мерам по совершенствованию системы подготовки кадров высшей научной квалификации.

3. Осуществляется национальный проект по образованию, который должен стать дальнейшим стимулом для создания эффективной системы воспроизводства научно-образовательных кадров.

4. Создаются особые экономические и технико-внедренческие зоны, где эффективно может работать молодежь и пр.

5. Имеются все политические основания для принятия решения, в том числе, президентская формула о значимом повышении окладов молодым ученым для обеспечения притока молодых талантливых кадров в науку.

На повестке дня переход от политики поддержки научно-исследовательских коллективов, которая была необходима для сохранения научных кадров, к политике целенаправленного воспроизводства кадров для инновационно-направленных исследований, сохранения преемственности поколений, совершенствования системы подготовки и аттестации специалистов высшей квалификации.

В поручении Президента Российской Федерации по докладу Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию о воспроизводстве кадров в научно-образовательной сфере от 4 августа 2006 г. в целях эффективного воспроизводства научно-педагогических кадров, обеспечения межведомственной координации мер государственной поддержки и социальной защиты кадров государственного сектора науки и высшего образования создать межведомственную рабочую группу, поручив ей:

а) разработать федеральную целевую программу "Научные и научно- педагогические кадры инновационной России1' на 2008-2012 годы, предусмотрев в ней меры по привлечению молодежи в сферу науки и образования и закреплению ее в этой сфере;

б) подготовить предложения по повышению эффективности государственной системы присуждения грантов молодым ученым и поддержки проектов в сфере науки и образования, а также совместно с Общероссийской общественной организацией "Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей)" предложения по привлечению возможностей бизнес-сообщества для расширения грантовой поддержки молодых ученых и преподавателей, включая учреждение именных стипендий и создание специальных фондов;

в) в рамках федеральной целевой программы "Жилище" разработать подпрограмму "Жилье для молодых ученых" на 2008-2010 годы, а также разработать меры по жилищному кредитованию на льготных условиях молодых ученых и преподавателей высшей школы;

г) совместно с крупными отраслевыми компаниями разработать предложения по укреплению кадрового потенциала отраслевой науки;

д) совместно с Российской академией наук и Общероссийской общественной организацией "Российский союз ректоров" разработать и внести в установленном порядке предложения по развитию системы отбора, подготовки и привлечения к научной деятельности талантливой молодежи, поддержки научно-технического творчества школьников, студентов и молодых ученых, а также по расширению участия регионов в данной работе;

е) представить предложения по формированию кадрового резерва, а также по ротации кадров, замещающих средние и высшие должности в научных организациях и вузах.

В исполнение данного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2006 г. № 1303-р утвержден состав Межведомственной рабочей группы. На первом заседании комиссии, состоявшемся 16 октября 2006 г. с участием председателя РФФИ В.Ю. Хомича, председателя РГНФ Ю.Л. Воротникова, председателя Фонда содействия малых форм предприятий И.М. Бортника, представителей бизнес-сообщества, был утвержден План мероприятий по вопросам эффективного воспроизводства научно-педагогических кадров, межведомственной координации мер государственной поддержки и социальной защиты кадров государственного сектора науки и высшего образования.

На заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию рассмотрена информация о ходе реализации поручения Президента Российской Федерации 4 августа 2006 г. № Пр-1321 по докладу Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию о воспроизводстве кадров в научно- образовательной сфере (пункты “б” и “д”).


 
См. также:

Кадровый потенциал науки России через пять-шесть лет может истощиться
(репортажи о пресс-конференции в агенстве "РИА-Новости")


Популярные статьи
Учеба в аспирантуре и научная работа в США: что следует знать молодым ученым? (США часть 2)
Учеба и работа за границей (постдок, стажировка, аспирантура). Часть 1 - Европа: доходы и расходы
Докторантура и постдок в Германии: практические вопросы
Как выиграть грант или постдок в западном университете (часть 3 - образцы писем)
Как выиграть грант или постдок в западном университете (часть 1)

Последние ссылки
 Диалог с ассоциацией...
 Норвегия от А до Я
 Московский лингвисти...
 Русский дом (Финляндия)
 Russian American Med...


Совместно с Researcher
 
top of page
| о проекте | связаться с нами |
© 2002-2004 Researcher@. Мнения авторов материалов, опубликованных на сайте, могут не совпадать с мнением организаторов проекта
Powered by Mambo Open Source