[Добавить в Избранное]
[Сделать стартовой]

  

Нажать здесь для поиска в форуме
arrowГлавная arrow Наука за рубежом arrow Об инициативе научного сообщества Германии
 
 Главная
 Новости
 _____________
 Жизнь за границей
 Карьера
 Наука в России
 Наука за рубежом
 _____________
 Ссылки
 О сайте
 Форум

Диалог
 Диаспора и Россия
 Дубна 2003
 Дубна 2002

Совместные проекты
 Монитор реформы науки
 Обсуждение материалов 'Курьера науки и ВШ'

Русский язык - все о русском языке. Словари онлайн. Информация о словарях и энциклопедиях. Литература.

Об инициативе научного сообщества Германии   _CMN_PRINT 
автор: М.В. Алфимов   Оценка читателей:starstarstarstarstar / 7
Плохо Хорошо
Sunday, 13 June 2004

Не так давно (12.02.2004) на сайтах всех научных организаций, финансирующих от имени правительства научные исследования в Германии, опубликована согласованная точка зрения о месте образования и науки на современном этапе развития Германии. Этот документ озаглавлен "Growth Needs Science: Education and Research are the Foundation and the Motor for Economic and Social Innovation".

Недавно (12.02.2004) на сайтах всех научных организаций, финансирующих от имени правительства научные исследования в Германии, опубликована согласованная точка зрения о месте образования и науки на современном этапе развития Германии.

Этот документ озаглавлен- "Growth Needs Science: Education and Research are the Foundation and the Motor for Economic and Social Innovation".

В альянс организаций, представивших свою точку зрения, вошли: Немецкий Исследовательский Фонд (DFG), Фраунгоферовское Общество (Fraunhofer-Geselschaft), Ассоциация им.Лейбница (Leibniz-Association ), Ассоциация Университетов и других образовательных институтов Германии (Association of Universities and Other High Education Institutions in Germany), Ассоциация Национальных исследовательских центров им. Гельмгольца (Helmholz Association of National research Centres), Общество Макса Планка (Max Planck Society), Научный Совет(Wissenschaftsrat) Полный текст этого документа можно найти на сайтах названных организаций или у меня на сайте (мне материал был любезно предоставлен офисом ДФГ в Москве). Я ограничусь лишь кратким обзором этого документа с позиции возможности извлечения из него полезной для российских ученых информации.

В документе несколько разделов:

1. Возможности бюджетной системы финансирования.

Существенное улучшение системы финансирования науки объявлено одной из важнейших задач. Цель реформ в этой сфере авторы видят в оптимизации инфраструктуры подразделений организаций и усилении сотрудничества между ними. Декларируется, что университеты являются основой и центрами обучения и исследования, Считается, что общее повышение качества исследований может быть достигнуто за счет использования конкуренции, повышения самостоятельности организаций, изменения законодательных рамок и стабильности финансирования. Подчеркивается необходимость финансирования исследований со стороны федерального правительства и земель, и отмечается необходимость совершенствования системы принятия решений при выделении грантов.

2. Приоритеты.

Организации, входящие в альянс, декларируют конкурсность как важный элемент исследовательской и университетской политики. Отмечают, что в Германии представлен широкий спектр исследований, и есть необходимость выделения приоритетов. Считается, что для достижения высшей конкурентоспособности необходимо осуществлять выбор приоритетных областей научных исследований. Технологию поворота исследований на приоритетные направления видят в конкуренции за дополнительное и целевое финансирование. Дополнительное финансирование должно выделяться только в соответствии со строгим научным анализом, и к участию в принятии решений необходимо привлекать большее числа организаций. Дополнительное финансирование может поступать от ДФГ, Европейского Союза или частного сектора. Один из ориентиров на будущее - создание научно-инновационных кластеров с международным участием.

3. Привлечение и поддержка молодых исследователей.

Одной из важнейших задач считается привлечение в науку молодых исследователей, как из Германии, так и из-за рубежа, особенно в естественные и инженерные науки. Высокое качество профессиональной подготовки является важной предпосылкой повышения эффективности инновационной системы. Участники Альянса декларируют, что они намерены предпринять специальные усилия для привлечения школьников в их институты путем создания в школах лабораторий и специальных курсов лекций, а также разработки программ обучения более близких к международным стандартам. Получаемое дополнительное финансирование будет использоваться для обучения молодежи.

4. Изменение законодательной системы.

Отмечается необходимость корректировки гражданского законодательства в том числе и в части касающейся шкалы заработной платы, использования грантов и т.д.

5. Последовательная интернационализация.

Подчеркивается, что германский инновационный потенциал может быть реализован только при расширении международного сотрудничества. Среди многочисленных планов в этой сфере отмечу намерение образовывать совместные структуры между университетами различных европейских стран, создавать институты в других странах при совместном с этой страной финансировании.

6. Сотрудничество между частным сектором и наукой.

Сотрудничество между наукой и частным сектором имеет важнейшее значение и должно служить общим целям ускорения научных и социальных инновационных процессов. В организации этого сотрудничества государство должно играть важную роль. Заявлено, что исследовательские организации будут усиливать совместное с частным сектором планирование исследований, проблемно-ориентированный перенос научных результатов в производство, а также совместные исследования с промышленными организациями. Кроме того, исследовательские организации будут поддерживать сотрудников в части создания ими spin-offs компаний и работать над устранением законодательных ограничений по обмену персоналом между наукой и промышленностью.

7. Мужество действовать - это мужество сделать образование и науку финансовым приоритетом государства.

Общество поверит в политические решения о приоритетности науки и образования, только если будет устойчивое ежегодное увеличение расходов на эти области. В связи с этим научные организации настойчиво предлагают Правительству с его Европейскими партнерами увеличить долю бюджета, выделяемую на науку и технологии, с нынешних 2.5 % от ВВП до 3% в 2010 г. Это означало бы ежегодное увеличение финансирования на 8-10%, начиная с 2005 г. Только отдавая приоритет в расходах Правительства науке и образованию можно надеяться достичь успеха.

Мои комментарии.

Прочитав эти материалы, я подумал, что, может быть, часть наших проблем состоит в том, что научное сообщество РФ не научилось еще действовать сообща. В последние годы каждый из людей, имеющих отношение к науке, не раз размышлял над незавидным положением науки в отечестве и обсуждал эту проблему в кругу коллег и близких. Объяснений этому предлагалось много. Но, если исходить из моего опыта таких дискуссий, подавляющее большинство мнений сводилось к тому, что виноваты Президент, Правительство и т.д., то есть те, кто вне научного сообщества так или иначе причастен к принятию административных, финансовых или законодательных решений по науке. И практически никогда я не участвовал в обсуждении этой проблемы, где главным виновным называлось бы само научное сообщество. А зря!

Думаю, что большая доля вины за сегодняшнее состояние науки лежит на самом научном сообществе и, прежде всего, на его руководящей элите. Попробую обосновать свое утверждение.

Оглянемся назад и посмотрим на наши действия. Я не хочу обсуждать действия государства и научного сообщества (тех структур, которые управляли и управляют наукой) в прошлые времена, но могу сказать, что с того момента как финансирование науки было резко сокращено, научное сообщество распалось на много "отрядов", каждый из которых бросился отстаивать свои узкие ведомственные интересы. Отсутствие понимания того, что наука едина во всех ее ипостасях (академическая, отраслевая, университетская) и что только такая наука нужна государству, является сегодня источником всех наших проблем.

До тех пор, пока научное сообщество не осознает этого, до тех пор, пока не осознают этого научные элиты, до тех пор, пока не появятся борцы за идею единства науки, ученые будут получать низкие зарплаты и не вести полноценные научные исследования, а готовить молодежь для Америки или Объединенной Европы. Как говорил профессор Преображенский, «разруха в наших головах».

И пока мы не осознаем того, что научное сообщество должно объединенными усилиями и открыто формулировать свое понимание, как перспектив развития государства, так и места науки в реализации этих перспектив, ничего путного не будет.

В нынешних условиях, мне кажется, особую силу в каждом ведомстве приобрели "тактики", а не "стратеги" ­ те, кто способен отвоевать лишний рубль для своего ведомства, а внутри ведомства ­ для своего института или своей науки ­ а людей, способных формулировать и отстаивать стратегию развития научного сообщества, не видно.

Отсутствует и понимание необходимости действовать всем сообща.

Глядя на то, как взаимодействуют с государством наши германские коллеги, понимаешь, что это ответственное дело, которое требует ясных формулировок целей и выработки путей их реализации. И занимается этим не правительство для ученых, а сами ученые для правительства.

Полагаю, что настало время и в России действовать всем миром. Я имею в виду, что нужно и Госакадемиям, и госфондам, и другим самоуправляемым и действующим от имени правительства организациям совместно выработать и предложить на обсуждение Правительству свое видение того, чему должна служить наука и каковы пути участия науки в строительстве инновационной экономики России.

Впервые опубликовано на персональном сайте М.В.Алфимова.

Воспроизводится на сайте Researcher@ по договоренности с автором.

[обсудить в форуме]


Популярные статьи
Учеба в аспирантуре и научная работа в США: что следует знать молодым ученым? (США часть 2)
Учеба и работа за границей (постдок, стажировка, аспирантура). Часть 1 - Европа: доходы и расходы
Докторантура и постдок в Германии: практические вопросы
Как выиграть грант или постдок в западном университете (часть 3 - образцы писем)
Как выиграть грант или постдок в западном университете (часть 1)

Последние ссылки
 Диалог с ассоциацией...
 Норвегия от А до Я
 Московский лингвисти...
 Русский дом (Финляндия)
 Russian American Med...


Совместно с Researcher
 
top of page
| о проекте | связаться с нами |
© 2002-2004 Researcher@. Мнения авторов материалов, опубликованных на сайте, могут не совпадать с мнением организаторов проекта
Powered by Mambo Open Source