[Добавить в Избранное]
[Сделать стартовой]

  

Нажать здесь для поиска в форуме
arrowГлавная arrow Дубна 2003 arrow Интеграция научной диаспоры: вопросы и ответы
 
 Главная
 Новости
 _____________
 Жизнь за границей
 Карьера
 Наука в России
 Наука за рубежом
 _____________
 Ссылки
 О сайте
 Форум

Диалог
 Диаспора и Россия
 Дубна 2003
 Дубна 2002

Совместные проекты
 Монитор реформы науки
 Обсуждение материалов 'Курьера науки и ВШ'

Русский язык - все о русском языке. Словари онлайн. Информация о словарях и энциклопедиях. Литература.

Интеграция научной диаспоры: вопросы и ответы   _CMN_PRINT 
автор: М.И.Кузнецов   Оценка читателей:starstarstarstarstar / 1
Плохо Хорошо
Wednesday, 28 April 2004

Михаил Иванович Кузнецов
Директор Союза развития наукоградов России

Союз развития наукоградов России создавался нами как гражданское объединение, некоммерческое партнерство, объединяющее как юридические, так и физические лица, включая глав городов.

Обращаю ваше внимание, что в слове «гражданское» можно ставить акцент как на первый, так и на второй слоги. В выступлениях делается акцент на гражданское общество, и это правильно, потому что никакого гражданского общества в противовес тоталитарному обществу не может получиться, если не начнет формироваться гражданское общество.

В этом смысле те люди, которые уехали, так же как и те, которые сейчас голосовали против всех, ослабили потенциал будущего гражданское общества. И, возможно, стимулировали у другой части населения размышления о том, что граждане - это некий самостоятельный субъект. К ученым это может относиться еще в большей степени.

Сейчас обсуждают много важных аспектов, связанных с развитием науки. Главным из них мне представляется тот, который связан с учеными как физическими лицами. Помните, Владимир Ильич Ленин как-то написал письмо ученикам школы на Капри. Тогда он был в Париже и по каким-то причинам не смог приехать сам. Тогда его попросили прислать программы. В ответ он направил письмо, в котором, почти дословно, написано следующее: во всякой школе самое главное и самое важное – это идейно-политическое направление лекций. Чем определяется это направление? Всецело и исключительно составом лекторов.

Все эти планы, все эти программы, все это звук пустой по сравнению с составом лекторов. Мне представляется, что это одна из главных проблем. Говорим ли мы о хорошем чиновничестве или о плохом чиновничестве, мы говорим о составе лекторов.

Тема моего выступления: «Вопросы и ответы относительно диаспоры». Первый вопрос возникает непосредственно из названия конференции. Если вспомнить предыдущую конференцию, то там были люди, которые говорили, что не надо называть ее «проблемы и перспективы», потому что проблемы в нашей фирме - это неприлично. Другие говорили, что не «Россия -- Запад», а «Восток -- Запад». А я бы обратил ваше внимание на слово «мост».

Это что такое - интеллектуальный мост? Это тот мост, по которому интеллект туда убегает? Или это тот мост, по которому, мы надеемся, что он будет возвращаться обратно? Или он интеллектуальный в том смысле, что мы его на базе построили интеллект? Мне кажется, с этим необходимо разобраться.

Когда мы говорим о процессе «утечки мозгов», в качестве его результатов М.П. Кирпичников называет размягчение, Г.Р. Иваницкий - разжижение. Я в свое время употребил другой термин в журнале «Business Match», где моя статья называлась «Советская власть плюс скорлупизация всей страны». В ней высказывалась мысль о том, что бессмысленно говорить о сотнях или тысячах уехавших людей, выбирая это потери: интеллектные или нет. Проблема в другом: несколько уехавших человек, один - два уехавших из института человека могут создавать такую проблему, как разрушение научной школы. Так что потери штучные могут быть принципиально больше потерь массовых. А институт остается, длительное время существует, получает государственное финансирование и т.д. Это как в яйце, от которого остается одна скорлупа. Внешне выглядит так же, но из этого яйца вы уже никакого цыпленка не получите.

Теперь о понятии «диаспора», «научная диаспора». На прошлой конференции Ю.Б. Магаршак сказал: это Ойкумена, а не диаспора. Можно говорить о том, есть она или нет. Можно говорить, мол, все равно, что понимать. Этимологически диаспора – это рассеяние. Нам надо понимать, что рассеивалось, откуда и когда это начиналось.

Вам, вероятно, знакомы законы Мерфи о том, что если неприятность может произойти, то она непременно произойдет. Я вывел обобщение законов Мерфи для нашей страны. Оно гласит: все решения, принимаемые в стране, приводят к негативным последствиям. Как-то меня поправили: но решения-то принимаются не в нашей стране.

Кем принимаются решения о стимулировании притока тех или иных специалистов, скажем, после ситуации 11 сентября и известных пересылок по почте? В целом ряде стран были приняты решения об увеличении квоты приезда, в том числе и из России, специалистов по биотехнологиям, медицинских работников и т.д.

Решения нужно принимать, а для этого нужно проводить соответствующий анализ. Однако выводы, которые делаются, зависят от того, кто исследует, а также от того, кому хочет он эти выводы предоставить.

В то же время в некоторых наукоградах, например, в Пущино, где Генрих Романович Иваницкий, который на прошлой конференции сделал блестящий доклад, реально устанавливают связи, персонально высчитывая людей. Каждый проект оценивается на предмет, кого можно в него привлечь, как распределить ресурсы, что из этого получится, будет ли уменьшение срока публикаций, будет ли уменьшение срока выхода научного результата. Вот такими способами, мне кажется, действительно можно интегрировать это рассеяние, которое действительно реально существует. И от этого, может быть, будет наибольшая польза.

[обсудить в форуме]


Популярные статьи
Учеба в аспирантуре и научная работа в США: что следует знать молодым ученым? (США часть 2)
Учеба и работа за границей (постдок, стажировка, аспирантура). Часть 1 - Европа: доходы и расходы
Докторантура и постдок в Германии: практические вопросы
Как выиграть грант или постдок в западном университете (часть 3 - образцы писем)
Как выиграть грант или постдок в западном университете (часть 1)

Последние ссылки
 Диалог с ассоциацией...
 Норвегия от А до Я
 Московский лингвисти...
 Русский дом (Финляндия)
 Russian American Med...


Совместно с Researcher
 
top of page
| о проекте | связаться с нами |
© 2002-2004 Researcher@. Мнения авторов материалов, опубликованных на сайте, могут не совпадать с мнением организаторов проекта
Powered by Mambo Open Source