[Добавить в Избранное]
[Сделать стартовой]

  

Нажать здесь для поиска в форуме
arrowГлавная arrow Жизнь за границей arrow Мнение об иммиграционной политике Финляндии
 
 Главная
 Новости
 _____________
 Жизнь за границей
 Карьера
 Наука в России
 Наука за рубежом
 _____________
 Ссылки
 О сайте
 Форум

Диалог
 Диаспора и Россия
 Дубна 2003
 Дубна 2002

Совместные проекты
 Монитор реформы науки
 Обсуждение материалов 'Курьера науки и ВШ'

Русский язык - все о русском языке. Словари онлайн. Информация о словарях и энциклопедиях. Литература.

Мнение об иммиграционной политике Финляндии   _CMN_PRINT 
автор: Анна Лескинен   Оценка читателей:starstarstarstarstar / 0
Плохо Хорошо
Tuesday, 19 November 2002

Материал был опубликован в русскоязычной газете "Спектр" (Финляндия) №8, 2002

Обычно мои статьи в «Спектре» были посвящены конкретным вопросам финского законодательства. Впервые я решаюсь поделиться с читателями газеты не только имеющейся у меня информацией о готовящихся новых законопроектах, но и своим мнением об их содержании.

Можно жить в эмиграции и особенно не интересоваться парламентскими обсуждениями, газетными дискуссиями в стране проживания, но если становится известно о готовящихся изменениях иммиграционной политики, то эта тема затрагивает многих людей по ту и эту сторону границы. В Финляндии складывается ситуация, сходная с положением во многих европейских странах, пересматривающих или уже изменивших правила приема иммигрантов. Существенная разница состоит в том, что, во-первых, в Финляндии число иммигрантов всего около 130-140 тысяч, включая проживающих в стране на постоянной или временной основе (минимальное в относительном и абсолютном исчислении по сравнению с другими странами Европы). Во-вторых, невелико число тех, кто уже получил финское гражданство и обладает правом голоса, то есть возможностью политического влияния на предстоящих весной парламентских выборах - около 40 тысяч человек. В-третьих, современная иммиграционная политика Финляндии не имеет фактически четко прослеживаемой истории и тенденций, так как сознательно и активно она начала складываться только в течение последних десяти лет.

В настоящее время в парламент Финляндии на рассмотрение подан законопроект, предлагающий изменить статью 18 а действующего закона об иностранных гражданах, касающуюся права на получения вида на жительство выходцев из бывшего Советского Союза, имеющих финское происхождение, и законопроект об особом пособии для иммигрантов (см. опубликованную в этом же номере газеты статью Ирмы Гули), а также отчет правительства о ходе выполнения закона об интеграции иммигрантов 1999 года с включенными в него предложениями о необходимых изменениях. В правительстве готовятся новые законы о гражданстве и об иностранных гражданах, а также законопроекты во исполнение директив ЕС, касающихся борьбы с этнической дискриминацией в трудовой жизни и системе общественного и частного обслуживания. Таким образом, еще никогда в истории Финляндии не скапливался такой объемный пакет законопроектов, влияющих на въезд, проживание, адаптацию и последующую натурализацию иностранных граждан.

Как и во многих европейских странах в Финляндии складывается ситуация, когда по демографическим причинам ей грозит в ближайшем будущем нехватка рабочей силы. Подсчитано, что даже при гипотетическом стопроцентном трудоустройстве всех безработных, сокращении сроков профессионального обучения, законодательном стимулировании более позднего выхода на пенсию ныне работающих (сейчас в среднем в 62 года) Финляндии, начиная с 2005 года, будут требоваться не менее 70 000 работников ежегодно как условие сохранения экономической стабильности. По сравнению с нынешним приемом 3-4 тысяч трудоспособных иммигрантов, это предусматривает качественный скачок в системе обеспечения рынка труда рабочей силой. Проанализировано также, что нехватка рабочей силы носит структурный характер, то есть привязана к определенным отраслям промышленности и обслуживания, поэтому проблему невозможно решить, перенеся производство в другие страны, например, во вступающие в ЕС прибалтийские государства, так как дефицит работников коснется, прежде всего, сферы обслуживания. Однако ни в прессе, ни на парламентских слушаниях в Финляндии этой проблеме, по-моему, не уделяется достаточного внимания. А пока финские фирмы с нарастающей интенсивностью нанимают работников из Эстонии и России на те виды деятельности, которые не пользуются спросом даже среди длительно безработных финских граждан – в качестве уборщиков и разнорабочих – из-за низкой оплаты труда и режима работы. В Финляндии по этим же причинам не хватает, например, среднего и младшего медицинского персонала. Не обсуждается и более общая экономическая сторона демографической проблемы старения населения: резкое сокращение доли активных налогоплательщиков и одновременного увеличения количества людей, нуждающихся в пенсионном обеспечении и специфических услугах.

Когда и как Финляндия собирается решать эти вопросы? А решение явно затягивается, если судить хотя бы по тому, что новый закон об иностранных гражданах, облегчающий систему въезда работников, даже не передан пока на рассмотрение парламента нынешнего созыва.

На сегодняшний день мне видится несколько проблем, по которым необходимо принять принципиальные решения еще до того, как выстраивать систему новой иммиграционной и интеграционной политики.

Во-первых, проблема отсутствия информации о том, специалисты каких конкретных профессий потребуются Финляндии в ближайшее время и каков потенциал образовательных учреждений именно по переподготовке иммигрантов для работы с учетом имеющейся у них специальности. Какова должна быть доля участия в этом работодателей? Насколько необходимо владение работников именно финским или шведским языками, а в каких случаях достаточно на первое время владения, например, английским? Подготовлен ли управляющий персонал к работе с иностранными специалистами?

Во-вторых, проблема недооценки профессионального уровня и опыта работы граждан третьих стран, прежде всего, выходцев из бывшего Советского Союза, которая, как мне кажется, во многом носит субъективный и выборочный характер и является результатом определенных предрассудков. Кроме того, это напрямую влияет на предлагаемую иммигранту зарплату, которая хотя и не может быть ниже установленного в коллективных договорах уровня, но при этом не учитывается стаж работы по специальности за пределами Финляндии.

В-третьих, проблема заинтересованности иностранных работников в переезде именно в Финляндию, а не в какую-либо другую европейскую или североамериканскую страну. По сравнению с другими странами в Финляндии высокий уровень налогов и аренды квартир, короткий световой год и подчас недоброжелательное отношение к иностранцам - выходцам из третьих стран. К этому можно добавить и отсутствие в стране законодательства, позволяющего выплачивать трудовые пенсии в случае, если иностранец, будучи гражданином страны, с которой Финляндия не имеет двухсторонних договоренностей по пенсионному обеспечению, возвращается из Финляндии на родину.

В-четвертых, проблемным остается и подход к интеграции иммигрантов, который на сегодняшний день ограничен определенными неработающими категориями иностранных граждан и не предусматривает каких бы то ни было обязательств со стороны работодателей в оказании как минимум адаптационных услуг работнику и членам его семьи. Можно, конечно, следовать модели Германии прошлых лет, когда сотни тысяч граждан Турции переезжали на работу в эту страну и на протяжении десятков лет рассматривались как временно проживающие. Но эта модель уже и в самой Германии считается не оправдавшей себя и породившей массу проблем. Кроме того, Финляндии явно выгоднее и с демографической точки зрения, чтобы иностранные работники были бы заинтересованы переезжать в страну семьями и оставаться здесь на постоянное проживание.

Я убеждена, что пока эти проблемы не станут предметом открытого и заинтересованного обсуждения в финском обществе, выработка жизнеспособной иммиграционной политики и соответственно принятие нового закона об иностранных гражданах невозможны, а, кроме того, останутся нерешенными и вопросы трудоустройства и в целом интеграции уже проживающих в Финляндии иммигрантов.

Я продолжу эту тему в следующем номере газеты с целью прокомментировать конкретные законодательные предложения.


Популярные статьи
Учеба в аспирантуре и научная работа в США: что следует знать молодым ученым? (США часть 2)
Учеба и работа за границей (постдок, стажировка, аспирантура). Часть 1 - Европа: доходы и расходы
Докторантура и постдок в Германии: практические вопросы
Как выиграть грант или постдок в западном университете (часть 3 - образцы писем)
Как выиграть грант или постдок в западном университете (часть 1)

Последние ссылки
 Диалог с ассоциацией...
 Норвегия от А до Я
 Московский лингвисти...
 Русский дом (Финляндия)
 Russian American Med...


Совместно с Researcher
 
top of page
| о проекте | связаться с нами |
© 2002-2004 Researcher@. Мнения авторов материалов, опубликованных на сайте, могут не совпадать с мнением организаторов проекта
Powered by Mambo Open Source